5. Положение о библиотеке 2023

Положение о школьной библиотеке
МБОУ СОШ №1 им.Героя Советского Союза А.А.Макоева
с.Чикола Ирафского района РСО-Алания
1. Общие положения
1.1. Данное Положение о школьной библиотеке образовательной организации
разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями на 16 апреля 2022 года и ФЗ от
29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» в редакции от 11 июня 2021 года, с учетом
Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности» с изменениями от 1 июля 2021 года, а также Устава общеобразовательной
организации и других нормативных правовых актов Российской Федерации,
регламентирующих
деятельность
общеобразовательных
организаций.
1.2. Данное Положение о библиотеке школы (далее - Положение) обозначает основные
принципы, задачи и функции библиотеки в образовательном учреждении, определяет
организацию деятельности, управление, порядок пользования школьной библиотекой, а
также регламентирует права и обязанности пользователей и работников библиотеки
общеобразовательной организации.
1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и базисные функции библиотеки
общеобразовательной организации, которая способствует формированию культуры
личности учащихся школы и позволяет повысить эффективность информационного
обслуживания учебно-воспитательной деятельности.
1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы и
определяет уровень требований к библиотеке как к структурному подразделению
общеобразовательной организации.
1.5. Школьная библиотека является структурным подразделением образовательной
организации, участвующим в учебно-воспитательной деятельности в целях обеспечения
права участников образовательной деятельности на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами.
1.6. Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в соответствии
с российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в
обществе идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и
просветительная функции библиотеки базируются на максимальном использовании
достижений общечеловеческой культуры. Обеспеченность библиотеки учебными,
методическими и справочными документами учитывается при лицензировании
образовательной организации.
1.7. Согласно ст. 35 п.1 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.12г. «Об
образовании в Российской Федерации» школьная библиотека доступна и бесплатна для
читателей, обучающихся, учителей и других работников общеобразовательной
организации. Удовлетворяет также запросы родителей на литературу по педагогике и
образованию с учетом имеющихся возможностей.

1.8.
Цели школьной библиотеки - формирование общей культуры личности
обучающихся на основе усвоения Федеральных государственных образовательных
стандартов (ФГОС), содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни
обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных
образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа
жизни.

1.9. Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением о школьной
библиотеке, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и
исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего
органа управления образованием и Уставом общеобразовательной организации.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма,
общедоступности,
приоритета
общечеловеческих
ценностей,
гражданственности, свободного развития личности.
Прием документов в фонд библиотеки включает следующие операции:




сверка поступлений с первичным учетным документом (накладная, акт), включающим
список поступивших документов;
составление первичного учетного документа для поступлений без сопроводительной
документации;
регистрация поступивших документов в регистрах суммарного, группового и
индивидуального учета (ГОСТ 7.0.93-2015 «Библиотечный фонд. Технология
формирования»).
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков,
предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями на 1 июля 2021
года).
2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к осуществлению
экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость
осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикаций,
обосновывающих или оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо
оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений, направленных на
полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой,
национальной или религиозной группы.
2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114ФЗ относятся:

официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;

материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с
международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и
содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального
закона;

любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
2.5. В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской
литературы, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к
распространению на территории Российской Федерации.
2.6. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации,
перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в
Правилах пользования библиотекой.

2.7. Общеобразовательная организация несет ответственность за доступность и
качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
2.8. Организация обслуживания участников образовательной деятельности
производится в соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности,
санитарно-гигиеническими требованиями и нормами.
3. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования учащихся
и педагогов общеобразовательной организации.
3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся,
педагогам, родителям (законным представителям) учащихся — доступа к информации,
знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечноинформационных ресурсов на различных носителях:

бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);

цифровом (DVD -диски);

коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение пользованию книгой.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
поиску, отбору и критической оценке информации.
3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения
новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационной
деятельности, формирование комфортной библиотечной среды.
3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения
образования учебников и учебных пособий из библиотечного фонда.
4. Основные функции школьной библиотеки
Для реализации основных задач школьная библиотека:
4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная,
информационная, культурная.
4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательной
организации:

комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и
нетрадиционных носителях информации, учитывая Федеральный список экстремистской
литературы, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
утвержденный Федеральным органом исполнительной власти;

пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и
банками данных других учреждений и организаций;

осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:

организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей,
тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю
общеобразовательной организации;

разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки,
обзоры, указатели и т.п.);



обеспечивает

информирование

пользователей

об

информационной

продукции.
4.4.
Осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:

обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;

предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе
изучения их интересов и информационных потребностей;

создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;

способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых
олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);

организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков
работы с книгой и информацией;

оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и
читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления.
4.5.
Осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:

выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные
с обучением, воспитанием и здоровьем детей;

создает банк педагогической информации как основы единой
информационной службы общеобразовательной организации, осуществляет накопление,
систематизацию информации по предметам, разделам и темам;

способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры.
4.6.
Осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:

удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях
в библиотеку;

консультирует по вопросам учебных изданий, учащихся школы.
4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету библиотечного
фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и
массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг,
читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные
условия для обслуживания читателей.
4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его
удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.
4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки.
4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в работе
совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей.
4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда,
согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
4.14. Организует работу по сохранности библиотечного фонда общеобразовательной
организации.
5. Организация деятельности библиотеки

5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных
ресурсов
в
соответствии
с
Федеральными
государственными образовательными стандартами, учебным и воспитательным планами
школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.
5.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на
комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов
и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета. Денежные средства за сданную
библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы
библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.
5.3. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества школьной библиотеки.
5.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного
фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными
перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для
деятельности библиотеки, за сверку имеющейся литературы, плана сверок имеющейся
литературы со списком несет директор школы в соответствии с Уставом
общеобразовательной организации.
5.5. Режим работы библиотеки определяется педагогом – библиотекарем в
соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательной организации.
5.6. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:

двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной
работы;

одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание
пользователей не производится;

не менее одного раза в месяц — методического дня.
6. Организация, управление и штаты
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет
директор школы, который утверждает нормы и технологические документы, планы и
отчеты о работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности
библиотек, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также за
создание комфортной
информационной
среды
для
читателей.
6.2. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (педагог –
библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед
директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями)
за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными
обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым
договором
и
Уставом
общеобразовательной
организации.
6.3. Педагог-библиотекарь (библиотекарь) назначается директором общеобразовательной
организации, является членом педагогического коллектива и входит в состав
педагогического совета школы.
6.4. Педагог-библиотекарь (библиотекарь) отвечает за организацию работы
библиотеки и результаты ее деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе,
которые обсуждаются на Педагогическом совете и утверждаются директором. Годовой
план работы библиотеки является частью общего годового плана общеобразовательной
организации.
6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами
об образовании и (или) квалификации.

6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием
работы общеобразовательной организации. Два часа рабочего дня выделяется на
выполнение внутри библиотечной работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится
санитарный день.
6.7. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к
должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными
правовыми документами с учетом объемов и сложности работ.
6.8. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательной организации
регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить
трудовому
законодательству
Российской
Федерации.
6.9. Педагог – библиотекарь подлежит аттестации в соответствии с порядком,
установленным Правительством Российской Федерации, должен удовлетворять
требованиям соответствующих квалификационных характеристик, Устава и Положения.
6.10. Библиотечный работник должен строго соблюдать настоящее Положение, правила и
требования охраны труда и пожарной безопасности в помещении библиотеки и в
общеобразовательной организации.
7. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
7.1. Педагог – библиотекарь имеет право:

самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательной и воспитательной деятельности в
соответствии с целями и задачами, указанными в настоящем Положении и Уставе
образовательной организации;

проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и
кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;

определять источники комплектования информационных ресурсов;

изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией
по учету библиотечного фонда;

определять в соответствии с правилами пользования библиотекой,
утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом виды и
размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;

взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию
ущерба, нанесенного пользователями библиотеки, за несовершеннолетних пользователей
ответственность несут законные представители;

вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты
труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за
дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников
библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда
(библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере).

участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке,
определяемом Уставом;

на аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих
нормативных актах Правительства РФ.

быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам
отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;

участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в
работе библиотечных ассоциаций или союзов.
7.2. Педагог-библиотекарь обязан:

обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;

информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;

формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательной
организации, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;

совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;

обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;

обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и
работой школы;

вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке
перед директором общеобразовательной организации.
7.3. Библиотечный работник несет ответственность:

за соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством
о труде, Правилами внутреннего трудового распорядка в школе, трудовым договором.

за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.

за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном
действующим законодательством Российской Федерации.




8. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:

получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой школы услугах;

пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;

получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;

продлевать срок пользования документами и литературой;

участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;

обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:

соблюдать правила пользования библиотекой;

бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных
носителях, оборудованию, инвентарю;

пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в
помещении библиотеки школы;

убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемых книгах несет последний пользователь;

расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу
(исключение: обучающиеся 1- 4 классов);

возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;

заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами
пользования библиотекой;

полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или
работы в общеобразовательной организации.


9. Порядок пользования школьной библиотекой

9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку
производится в индивидуальном порядке, а родителей (иных законных представителей)
обучающихся — по паспорту.
9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
9.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр.
9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из
фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
9.5. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в библиотеке
производится в присутствии педагога – библиотекаря.
9.6. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно.
9.7. По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь может
обращаться к педагогу – библиотекарю.
9.8. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим оплату и к
ресурсам, указанным в Федеральном списке экстремистской литературы.
9.9. Работа за компьютером в читальном зале школьной библиотеки производится согласно
утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям, а также правилам охраны труда и
пожарной безопасности.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным
нормативным актом, принимается на Совете школы и утверждается (либо вводится в
действие) приказом директора общеобразовательной организации.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются
в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
10.3. Положение о библиотеке общеобразовательной организации принимается на
неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.10.1. настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов
и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».